Быть тренером - значит давать путевку в жизнь

Быть тренером - значит давать путевку в жизнь

Зачастую в средствах массовых информаций нам показывают уже сформировавшихся спортсменов, которые подробно рассказывают о своих победах или поражениях. Но как же мы мало знаем о спортивной «кухне» дзюдо… О том, как найти подход к будущему спортсмену, как научить его выдержке и поставить на правильный путь. Об этом и многом другом нам рассказали тренеры федерации дзюдо Оренбургской области.

Евгений Палкин
• мастер спорта
• серебряный призер Кубка
мира (Марсель, Франция)
• бронзовый призер первенства
Европы (София, Болгария)
• первая тренерская категория
• тренер-преподаватель
МАОУДОД СДЮСШ дзюдо
(Центр дзюдо)

– В этот вид спорта я попал совершенно случайно. Как-то ко мне в гости зашел друг и предложил записаться в секцию дзюдо. Я согласился и, будучи второклассником, впервые надел дзюдогу. Первые пять лет у меня не было ни одной победы и я вообще не понимал, зачем мне этим нужно заниматься. И, возможно, я бы не стал продолжать спортивную карьеру, но ситуацию спасли... бутерброды с сервелатом. Во времена жесткого дефицита моя мама давала мне их с собой на тренировку, чтобы я мог сытно перекусить. А так как этот «деликатес» я видел только тогда, когда отправлялся на занятия, несложно догадаться, что делал я это с радостью. Такая вот история.
Со временем я втянулся в это японское искусство. На сегодняшний день работаю тренером в Центре дзюдо. У меня занимаются около 120 – 130 детей, 12 из которых уже стали чемпионами города и призерами первенства области. Главное в работе тренера – правильно объяснить ученику, что у него должна быть ответственность не только передо мной, но также и перед родителями, друзьями и всей группой. Надо работать над собой, быть внимательным, не лениться, не пропускать занятия и как можно больше трудиться – и вот только тогда результат обязательно будет.
Занятия по дзюдо направлены, в первую очередь, не на то, чтобы у будущего спортсмена были сильные ноги, руки и тело, а на воспитание личности. Приходится объяснять все это ребятам. Такие разговоры формируют своего рода мотивацию, которая шаг за шагом ведет ребенка к победе.
В нашем Центре в ближайшем будущем планируется провести и городские, и областные соревнования среди учеников разных возрастов. Конечно, было бы неплохо организовать и турнир среди ветеранов. На мой взгляд, это было бы символично. А еще хотелось бы как можно чаще проводить сборы среди спортивных школ области, чтобы у детей была возможность общаться и обмениваться опытом.

Дамир Синякаев
• мастер спорта
• многократный призер чемпионата
Вооруженных сил России
• тренер-преподаватель СДЮСШ №6

– В дзюдо я попал не сразу. Так получилось, что вместе с двоюродным братом мы пошли записываться на танцы, но, к сожалению, набор уже закончился, и мне ничего не оставалось делать, как пойти на самбо, о чем я ни капельки не жалею. А уже в юношестве я принял участие в областных соревнованиях по дзюдо, где стал победителем. Так в 17 лет я сменил самбо на дзюдо.
Тренерской деятельностью я начал заниматься совсем недавно – с 2012 года, но результат уже налицо. Две мои десятилетние воспитанницы сумели завоевать второе и третье места в прошлом году на городских соревнованиях.
Работать тренером не так легко, как кажется на первый взгляд, ведь к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Ученик должен «слушать» и «слышать» учителя. Кто-то уже через два года показывает неплохие результаты, а кто-то только через пять лет приходит к этому. Важно дать понять ученику, что не стоит опускать руки и расслабляться. Всегда нужно идти вперед, не сдаваться и не останавливаться на достигнутом. Ведь за каждым шагом назад следует два шага вперед.
Я всегда говорю родителям, что успех – это 1% таланта и 99% т руда ребенка. Никогда не стоит давить на свое чадо, я за то, чтобы в первую очередь у него самого было желание заниматься дзюдо. Мои дочки пока еще маленькие, и хотя старшая пока занимается гимнастикой, я буду только рад, если они решат продолжить мое дело.
Дзюдо сегодня становится одним из самых популярных видов спорта. В этом году у нас был огромный набор в секцию. Возможно, это отчасти благодаря чемпионату мира, который прошел этим летом в Челябинске.

Алексей Сухолитко
• первая тренерская категория
• тренер ДЮСШ №2 «Прогресс»

– Как я попал в дзюдо? История довольно простая. Мои друзья решили записаться в секцию дзюдо, и я пошел вместе с ними. Нам тогда было по 9 лет. Со временем многие ушли из спорта, а я вот остался – все благодаря своему тренеру. У него был особенный подход к каждому из нас. И я благодарен ему за тот бесценный опыт, который он сумел мне передать.
Сегодня мой сынишка, которому 6 лет, ходит со мной в Центр дзюдо. Иногда ради интереса он тренируется с остальными ребятами. Я не знаю, получится ли у него стать профессиональным спортсменом или нет, да это и не важно. На мой взгляд, не стоит навязывать ребенку свои желания, ведь насильно чемпиона не вырастишь. Он должен сам принимать решения, и в этом нужно всего лишь помочь ему. Кстати, среди многих людей бытует мнение, что дзюдо – чисто мужской спорт. Неправда! Одна из моих учениц, внешне хрупкая девушка, уже не в первый раз собирает в свою «копилку» победы на городских и областных соревнованиях. И это еще не предел ее способностей!
Сегодня у меня занимаются 37 детей 8 – 10 и 10 – 12 лет. Все тренировки я строю на свободном диалоге между тренером и будущим спортсменом. Главное, чтобы
ребенок понимал то, что ты от него ждешь и требуешь.
В первую очередь, дети сами ставят себе цели. Поэтому важно правильно их мотивировать: нужно быть сильным, трудолюбивым, терпеливым, и тогда тебе удастся достигнуть больших высот. Со временем ребята понимают, что быть в спорте лучше других – хорошо. И тут уже появляется дружеская конкуренция.
Хотелось бы, чтобы все будущие спортсмены были здоровы, воспитанны, терпеливы, уважали родителей, тренеров и людей, которые встретятся на каждом их жизненном этапе.

Сергей Свобода
• мастер спорта
• призер чемпионата Воору-
женных сил и призер чемпио-
ната России среди студентов
• тренер ДЮСШ «Газовик»

– В 8 лет в городе Орске я начал заниматься дзюдо под руководством замечательного тренера Назарова Олега Алексеевича. В 9-м классе вместе с другими спортсменами я поехал поступать в училище олимпийского резерва. У меня все получилось, и я попал на занятия к Терскову Игорю Васильевичу. Я благодарен своим учителям, которые привили мне любовь к спорту. Они очень долго и плодотворно работали с нами – будущими спортсменами. С ними мы закаляли характер, нарабатывали терпение и самостоятельность, стремление к новым победам.
У меня даже был период в жизни, когда я перестал заниматься дзюдо – в 8 -м классе. Следом появилась проблема: куда девать накопившуюся энергию, негатив? До этого они пропадали благодаря тренировкам, и оставалась только приятная слабость. Так я понял, что нужно идти дальше, и стал усиленно тренироваться, с новыми силами взявшись за дзюдо.
Окончательно из большого спорта я ушел в возрасте 23 – 24 лет, и сразу же мне поступило предложение от моего бывшего тренера Игоря Васильевича помочь ему в работе со старшими ребятами. Какое-то время мы с Терсковым работали в паре. Я тогда понял, что хочу переключиться на меньший возраст. С 2007 года я работаю тренером младшей группы. Если честно, нет определенной возрастной планки завершения спортивной карьеры. У каждого спортсмена свой потенциал, и он должен почувствовать, насколько он его использовал.
Я обучаю три группы детей, и, естественно, к каждому ребенку нужен свой подход. Как тренер, для ребят я стал «вторым» отцом. Иногда бываю требовательным, но зачастую выступаю другом и товарищем. Так меня научил мой первый тренер, я следую этому примеру и стараюсь передать теперь уже свой опыт будущим победителям.