Тагир Хайбулаев.
Тагир Хайбулаев: «Это готовый сценарий для фильма: приехал Президент России – и ты выигрываешь „золото”»
Один из самых ярких дзюдоистов своего поколения уроженец Дагестана Тагир Хайбулаев сумел собрать за свою яркую спортивную карьеру все главные награды – золотые медали Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы. В конце прошлого года Тагир вместе с большой группой друзей по сборной в Санкт-Петербурге по окончании турнира «Мастерс» официально завершил карьеру профессионального дзюдоиста. О своём непростом пути в дзюдо, борьбе за высшие ступеньки пьедестала на самых престижных турнирах планеты и жизни после ухода с татами Тагир Хайбулаев рассказал в интервью «БЮЛЛЕТЕНЮ РОССИЙСКОГО ДЗЮДО».
– Родился я в Дагестане, в Кизилюрте, – начинает беседу именитый спортсмен. – Вначале занимался вольной борьбой. Лет в шесть начал, ещё до школы. В Дагестане это традиция.
– У мальчиков нет другого выбора.
– Да, выбора нет (улыбается). Отец у меня учился в Самаре, потом начал там работать, а семья была в Дагестане. Когда он встал на ноги, получил квартиру, тогда мы переехали к нему в Самару. Отец практически сразу отвёл меня в «Динамо», в секцию дзюдо, чтобы времени много не терять.
– Почему дзюдо, а не вольная борьба?
– Потому что рядом с домом была секция. К тому же вольная борьба в Самаре так серьёзно не была развита. Во-вторых, в Самаре очень сильная школа дзюдо, которая воспитала чемпионов – Хабиля Бикташева, Сергея Косоротова. Там сильные тренеры – Николай Фёдорович Петров, Вячеслав Викторович Архипов. Сначала я к Архипову попал, какое-то время занимался дзюдо, потом травмировался и на какое-то время прекратил тренировки. Отец перевёл меня на греко-римскую борьбу. Тогда как раз из Казахстана в Самару приехал легендарный тренер Виктор Михайлович Ермаков, тренер олимпийского чемпиона Анатолия Быкова. И «классика» серьёзно поднялась в Самаре. Три года я занимался классической борьбой, даже не хотел возвращаться в дзюдо, но отец настоял, чтобы я вернулся. Он хотел, чтобы я был динамовцем, а греко-римская борьба в Самаре была в СКА (улыбается). Вот так я попал к Николаю Фёдоровичу Петрову. Продолжил тренироваться у него. Кстати, Вячеслав Викторович там же тренировал, так что на татами всё равно все вместе были. Учился в школе утром, вечером ходил на тренировки. Так же и в университете – утром ездил на пары, вечером – в «Динамо».
– Сложно было совмещать спорт и учёбу?
– Сложно, конечно. Тренировки сказывались на учёбе. Она немного хромала.
– В школе были любимые предметы?
– Биология, литература, русский язык. А вот математика тяжело давалась. У нас классный руководитель была по математике, она меня подтягивала. Класс у нас в самарском спортивном лицее был дружный. Там учились баскетболисты, художественные гимнастки, хоккеисты, пловцы, много ребят из разных видов спорта. Все дружили.